Сети сотовой связи все активнее применяются для передачи коммерческой информации и доступа к локальным сетям предприятий. Несмотря на то что корпоративным пользователям продается не более 10% всех коммуникаторов и смартфонов, именно эта категория покупателей стимулирует развитие рынка в целом, быстрый рост вычислительной мощности мобильных абонентских терминалов и оснащение их широким спектром коммуникационных портов.
На сегодняшний день, по данным исследований Cisco, в развитых европейских странах к категории мобильных сотрудников относится чуть меньше половины трудоспособного населения (к примеру, в Нидерландах — 46%, в Финляндии — 45%), а в США (данные Yankee Group) к этой же категории можно смело причислить 39% всех работников, а это ни много ни мало — порядка 51 млн. человек. Показатели России пока довольно скромны, однако и здесь тенденция к увеличению числа мобильных сотрудников вполне очевидна. В связи с этим многие отечественные компании сталкиваются с необходимостью координировать деятельность своих специалистов, работающих вне офиса. И большим преимуществом для них является возможность использовать одно портативное устройство (смартфон или коммуникатор), позволяющее постоянно находиться на связи.
Цифры и факты
По данным MForum Analytics, объем продаж мобильных терминалов (смартфонов, коммуникаторов, КПК) в первой половине 2007 г. составил 1,08 млн. шт., а в денежном выражении — 446 млн. долл. Причем относительно аналогичного периода прошлого года объем данного сегмента в штучном выражении удвоился, а прирост объема рынка в денежном выражении составил около 80%. При этом доля КПК продолжает снижаться: в общем показателе по продажам беспроводных информационных устройств WID (Wireless Information Devices, согласно терминологии SmartMarketing) она составила всего 6,3%. Главенствующую роль здесь играют смартфоны (доля — 66,2%) и коммуникаторы (27,6%).
Лидирующую позицию на рынке смартфонов и коммуникаторов на локальном российском рынке продолжает занимать Nokia — доля этого производителя в объемах рынка в штучном выражении по итогам I квартала 2007 г. составила более 60%. Та же ситуация характерна и для мирового рынка: по данным аналитиков из ABI Research, финский производитель в 2006-м контролировал 56% смартфонов во всём мире. Второе и третье места на рынке смартфонов соответственно занимают американские компании Motorola и RIM (Research in Motion).
Немаловажный показатель — средняя цена проданных устройств. По итогам первой половины 2007 г. она составила 413 долл., что на 15% ниже того же показателя за аналогичный период прошлого года. Однако учитывая тенденцию к снижению стоимости комплектующих в зависимости от массового спроса, можно утверждать, что функциональность устройств не уменьшилась — ценовой сегмент свыше 400 долл. за устройство по итогам I квартала составил 52% в объемах продаж смартфонов и коммуникаторов, при этом на долю “продвинутых” моделей с поддержкой Wi-Fi пришлось 56%.
Глас народа
Уточнить потребности корпоративных пользователей мы решили с помощью традиционного опроса наших читателей. Основная группа ответивших — руководящие работники, принимающие непосредственное решение о необходимых закупках того или иного оборудования: директора по ИТ, начальники ИТ-отделов и цехов связи, старшие специалисты, руководители ИТ-отделов. Среди наших респондентов были отмечены заведующий кафедры информатики, начальник АСУ и руководитель технического центра. География, как обычно, — вся Россия.
Только 24% опрошенных представителей компаний не готовы приобретать мобильные терминалы для своих сотрудников, еще 17% пока их не используют, но думают об этом, а остальные (59%) применяют смартфоны и коммуникаторы в работе.
В целом у компаний, которые уже решились на покупку мобильных устройств, есть представление о том, какие сервисы могут “потянуть” смартфоны и коммункиаторы, в основном это доступ к ресурсам Интернета и электронной почте (см. диаграмму 1). При этом в 63% случаев компании не устанавливают специальное ПО для решения отдельных, узконаправленных задач — хватает встроенного пакета программ. В 10% случаев нужное ПО отсутствует на рынке и фирмы активно разрабатывают его самостоятельно. Остальные 27% пользователей указали различные программы для синхронизации, мобильной торговли и специальное ПО для прокладки маршрутов с помощью электронных карт.
В достаточной степени нас порадовала высокая распространенность GPS-модулей и отдельных GPS-устройств в рядах корпоративных заказчиков — 29% компаний уже применяют их в своей повседневной деятельности, и рынок готов вырасти еще на такое же количество корпоративных пользователей (см. диаграмму 2). Основную роль сыграют компании, которые “определятся с этим по мере необходимости или “созревания” руководства”.
Отметим, что в большинстве случаев (41% ответивших) представители корпоративных пользователей отметили, что каждый сотрудник выбирает и приобретает устройство самостоятельно, причем ИТ-служба участвует в процессе фрагментарно (выработка общих рекомендаций по устройствам и размещение их на интранет-сайте). В 7% случаев приобретенные сотрудниками самостоятельно (но на деньги компании) устройства сразу поступают в распоряжение ИТ-службы, где их преднастраивают по утвержденной схеме, в 22% случаев выбор и закупка устройств осуществляются централизованно. В остальных случаях “отдельные индивидуумы решают подобные задачи самостоятельно на свой страх и риск”.
При этом мобильные устройства, по своим характеристикам проигрывающие персональным (в том числе носимым) компьютерам, пока играют подчиненную роль — 44% опрошенных признались, что при “разделении зон ответственности” для ноутбуков и смартфонов/коммуникаторов применительно к сфере своей деятельности поставят на первое место ноутбук, он необходим им в большей степени. Между тем 29% считают, что им в равной степени необходимы оба этих устройства, а 10% — что в большей степени им нужен коммуникатор/смартфон. Остальные пользователи не смогли сделать однозначный выбор, говоря о том, что у них “нет представления о том, где находится золотая середина при выборе таких устройств”.
Главные события первого полугодия нынешнего года, по мнению аналитиков из SmartMarketing, развернулись в секторе Windows Mobile, где продолжается схватка между компанией HTC (31,8% рынка по итогам полугодия), отстаивающей свои лидерские позиции, и агрессивными “азиатскими тиграми” во главе с E-Ten Information Systems (11,1%). Третье место по итогам полугодия занимает Samsung (8,2%), в пятерку также входят Rover (7,6%) и HP (6%).
Стоит отметить перемещение компании HP, традиционно занимавшей второе место в первой пятерке вендоров, на последнее место, что, на взгляд SmartMarketing, обусловлено продолжающимся снижением потребительского интереса к традиционным карманным ПК и повышением потребности в GPS-решениях, тогда как в предложениях HP до недавнего времени доминировали недорогие КПК без дополнительной функциональности.
А в целом платформенная структура рынка выглядела в I квартале следующим образом: 62,4% — Symbian OS, 37,6% — Windows Mobile, 0,1% — Palm OS и незначительная доля на полдюжиных других, временами весьма экзотических, платформ (в частности, Linux). В настоящий момент сложно сказать, какая именно ОС будет доминировать в корпоративной среде. По мнению специалистов Nokia, многое зависит от интеграции мобильных устройств в действующую корпоративную инфраструктуру — к примеру, в последнее время все активнее набирают обороты Linux- и веб-ориентированная технология AYAX. Однако уверенно прослеживается тенденция к унификации инфраструктуры (универсальные платформы, интерфейсы), и на текущий момент уже немало решений, которые не зависят от того, какая операционная система используется на мобильном устройстве.
Схожее мнение постулируют и представители E-Ten. С одной стороны, все большую популярность приобретают Windows Mobile-устройства, рынок этой платформы растет как на дрожжах. Но Windows Mobile — это прежде всего коммуникаторы, т. е. карманные компьютеры со встроенными телефонными функциями. В сегменте смартфонов (“навороченных” телефонов) пока безоговорочно доминирует Symbian (это прежде всего Nokia с платформой Series 60). При этом ситуация меняется: Microsoft и производители Windows Mobile пытаются активно играть на поле более простых телефонов, стремясь конкурировать с гигантами телефонной индустрии, а Nokia делает большие шаги в сторону производства “умных” многофункциональных телефонов — коммуникаторов. Получается, что рассматривать сегменты коммуникаторов и смартфонов необходимо отдельно.
Один из самый активных “двигателей” Windows Mobile на мировом рынке — компания HTC. Скотт Ченг, региональный директор по России и СНГ компании HTC, уверен, что эта ОС будет одной из ведущих на рынке, ее доля продолжит рост, поскольку система кроме других преимуществ обеспечивает качественную совместимость с ПК, что является ключевым показателем при обслуживании корпоративных клиентов с большим количеством пользователей, обладающих весьма поверхностными знаниями о мобильной технике.
Конечно, по сравнению с объемами продаж коммуникаторов на Windows Mobile смартфонов на базе Symbian продается в десятки раз больше, но их покупают в основном частные пользователи, которым важно приобрести, к примеру, “интересный телефон с плейером”. Зачастую они даже не подозревают о том, какие возможности заложены в терминалах вроде Series 60. В то же время большинство потребителей, покупающих Windows Mobile-коммуникаторы, сознательно выбирают многофункциональный аппарат, который может стать помощником со множеством функций. Так что в данном случае количество проданных моделей и популярность заложенных в них функций слабо связаны.
Функциональность мобильных устройств
Основные сервисы, которые интересны корпоративным пользователям, — это мобильная электронная почта (фактически стандарт для любых мобильных устройств), сервис мгновенных сообщений (Instant Messaging — от простого ICQ до полноценных решений компаний Skype и Lotus Sametime), взаимодействие с корпоративной инфраструктурой (для этого необходим доступ к WLAN, возможность работать с закрытыми сегментами сети, широкие функции интеграции).
Также важна бесшовная синхронизация данных мобильных устройств с рабочими станциями, легкая интеграция устройств с Microsoft Exchange Server и подобным ПО, доступ к скоростной связи по протоколам EDGE и Wi-Fi. В последние пару лет все большее значение набирает спутниковая GPS-навигация, которая, например, позволяет строить сложные логистические комплексы распределения и учета товара с отслеживанием движения грузов в режиме онлайн. E этой технологии есть масса областей применения, количество сервисов, ее использующих, растет быстрыми темпами (так называемые location based services).
К этому обычно добавляют решение, позволяющее реализовать функциональность офисной АТС в мобильном телефоне и обеспечивающее доступ по одному номеру. Как правило, это небольшая программа (к примеру, Avaya one-X Mobile), которая устанавливается на смартфон или коммуникатор. Корпоративным пользователям, применяющим эти мобильные телефоны, доступны многие функции современной корпоративной телефонии: единый номер для офисного и мобильного аппаратов, переключение с офисного на мобильный аппарат и обратно в процессе вызова, выбор активной линии, автоматический обратный вызов/отмена и др. С помощью подобного ПО можно полностью контролировать все вызовы с мобильных телефонов сотрудников.
Как отмечает Дмитрий Логвинов, менеджер по продукции Nokia в СНГ, компании предъявляют все более высокие требования к безопасности, для корпоративных клиентов важна возможность удалённого администрирования, поддержка мультиплатформенности, масштабируемости и интеграция с другими корпоративными приложениями. Решения и устройства призваны обеспечить комплексную мобильную инфраструктуру, надежность информации, лёгкую синхронизацию корпоративной почты, календаря, баз данных и т. д., а также возможность модернизации программ на устройствах связи без вмешательства пользователя.
Помимо всего корпоративным пользователям интересно снижение стоимости голосовых вызовов для сотрудников, находящихся в офисе, для чего можно инсталлировать беспроводную сеть Wi-Fi, подключив ее к скоростным проводным каналам связи. Обычно такие решения, отмечает Наталья Колосова, руководитель группы по продвижению продуктов Avaya в Росси и СНГ, включают в себя IP-приложения Avaya для смартфонов, которые позволяют работать в мобильной и корпоративной сетях и в двух режимах: GSM и SIP Wi-Fi. Так, когда сотрудник находится внутри здания, решение использует внутреннюю коммуникационную систему и безопасную сеть Wi-Fi, когда же сотрудник выходит за пределы внутренней сети Wi-Fi, достаточно нажать кнопку, и все вызовы переводятся на внешнюю сотовую сеть без прерывания разговора по телефону. С помощью подобных решений можно обеспечить конференцсвязь, перенаправление звонков и сокращенный набор номера. Опции безопасности включают идентификацию аппарата пользователя в АТС, при этом компании получают возможность более эффективно контролировать беспроводные коммуникации, открывая доступ к ним только авторизированным пользователям.
Фактически запросы корпоративных пользователей смещаются от непосредственно самих устройств в сторону интегрированных сервисов. Удобно иметь не только почту, но и все привычные сервисы, которые используются в корпоративном интранете, реализованными в рамках одной платформы. Налицо тенденции унификации и интегрируемости аппаратных и программных решений. И, конечно, пользователи все больше внимания обращают на дизайн, габариты и мультимедийные составляющие бизнес-устройств.
Особенно востребованы коммуникаторы и смартфоны в тех организациях, где значительная часть специалистов трудится в дистанционном режиме и руководство понимает необходимость автоматизации мобильных бизнес-процессов и использования высокотехнологичных средств в работе своих сотрудников, отмечают в группе компаний CDC (“Центр Корпоративных Разработок”). Это и дистрибьюторские фирмы сектора FMCG, и маркетинговые агентства, и телекоммуникационные предприятия, и банковские и страховые организации, и госучреждения. В данный момент все чаще применяются устройства со встроенной функцией GPS (спутниковая навигация), что объясняется ростом интереса компаний к решениям по планированию оптимальных маршрутов для торговых представителей с помощью электронной карты и по мониторингу местоположения торговых представителей (геоинформационные системы). Рынок развивается, мобильный терминал становится не только удобным и эффективным инструментом для работы выездного персонала «в полях». Функции повышения контроля над мобильными сотрудниками выходят на передний план.
Выбор оконечных устройств
Как и при выборе бизнес-телефона (см. PC Week/RE, № 5/2007, с. 20), корпоративный потребитель выбирает смартфон и коммуникатор исходя из ряда важных для него характеристик.
Наличие коммуникационных портов для обмена данными с периферийными устройствами и сетями. При комплектации смартфона и коммуникатора портами для связи больший упор делается на обмен информацией по беспроводным сетям (GSM, GPRS/EDGE, Wi-Fi). Стандартный порт USB используется для обмена информацией с компьютером и подзарядки батареи. По мнению Скотта Ченга, основным протоколом для беспроводных сетей является Wi-Fi — такой адаптер тоже присутствует практически во всех моделях коммуникаторов, выпущенных в 2007 г. Эти адаптеры служат для доступа к скоростным сетям и для коммуникаций по VoIP и позволяют существенно сократить затраты на междугородную и международную связь с использованием сетей, аналогичных Skype или SipNet.
Один из основных протоколов ближней беспроводной радиосвязи — технология Bluetooth (эффективная дальность — порядка 20 м). С ее помощью можно связать портативный терминал с ноутбуком для синхронизации данных или подключения ноутбука к Интернету (терминал выполняет роль модема) по каналу GPRS/EDGE. В смартфонах и коммуникаторах поддержка Bluetooth встречается в 100% случаев.
Можно отметить и еще один беспроводной протокол передачи данных — IrDA (использует инфракрасную связь), но в отличие от перечисленных выше этот протокол стремительно теряет свою популярность в силу присущих ему недостатков. Сегодня IrDA используется исключительно для связи/синхронизации с другими мобильными телефонами, многие новые модели смартфонов и коммуникаторов им не комплектуются.
Относительно поддержки HSDPA — вопрос пока открытый. Фактически этот протокол аналогичен EDGE по типу и позиционированию. Он не затрагивает аппаратную часть терминала и реализуется программным способом. По мнению ведущих вендоров на рынке (Nokia, E-Тen), для корпоративных пользователей данный протокол станет крайне важным к концу 2007 г., поэтому в каждой новой модели с поддержкой 3G эта опция будет доступна. А вот относительно WiMAX позиция пока не определена — по крайней мере до конца года никто из производителей не готов встраивать подобные чипы в свои смартфоны. Кроме пожеланий потребителей необходимы операторы, готовые запускать такие сети, — напомним, что единственный пока оператор, запустивший WiMAX-сеть в коммерческую эксплуатацию, находится в США.
Возможность удобного ввода данных. Все больше корпоративных клиентов, понимая, что им придется печатать много информации, выбирают коммуникаторы с расширенными клавиатурами. Сенсорный экран у этих моделей тоже есть, но с помощью клавиш удается существенно повысить скорость ввода информации в мобильное устройство. Особенно это актуально, если мобильное устройство служит для работы с офисными документами и электронной почтой: часто пользователи обращаются к своему почтовому ящику с помощью Web-интерфейса, и необходимо ответить на входящие сообщения достаточно оперативно.
Размер и масса устройства, дисплей. Если у бизнес-телефонов масса постоянно снижается (ныне она составляет 70—90 г), то коммуникаторы и смартфоны “замерли” на отметке 110—120 г. Дело в том, что эти устройства вбирают в себя слишком много дополнительных функций и их стараются позиционировать как более или менее полноценную замену карманному компьютеру, находящемуся примерно в аналогичной весовой категории. Как и год назад, принцип “чем меньше, тем лучше” не оправдывает себя: компактные телефоны в весовой категории до 70 г относятся скорее к начальной категории бюджетных терминалов с небольшим дисплеем и весьма скромным функционалом или к категории развлекательных мобильных телефонов с мультимедийными функциями. Качество и размер экрана тоже играют определенную роль. Главное в данном случае — четкость изображения при солнечном свете.
Бренд. Судя по статистике продаж торговой сети “Цифроград”, в России в сегменте смартфонов наиболее популярна торговая марка Nokia (модели 3250, N70, N72, N73, 6290, Е50). Более разнообразен сегмент устройств на базе Windows Mobile, где представлено множество разных брендов: Qtek 8500, 8310, Rover PC M5, Samsung i300 (смартфоны), а также E-Ten Glofiish X500, X500+, M700, HTC P3300 Artemis, P4350 Deluxe, P3300 Deluxe, S710 и Mitac Mio A701 Deluxe (коммуникаторы).
Интересные изменения происходят с объемом памяти подобных устройств. Если год назад внутренняя память играла какую-то роль, то сейчас это уже не критично: 64—128 Мб вполне хватает для размещения ОС и приложений, поставляемых по умолчанию, все остальное размещается на внешних картах памяти. Напомним, что коммуникаторов и смартфонов без карты памяти уже не встретишь — растет объем офисных документов, появляется расширенный функционал дополнительных программ, потребность в которых на мобильном устройстве возникает время от времени. Смартфоны и коммуникаторы должны поддерживать работу с внешними картами памяти, желательно с одним из самых распространенных их типов — например, miniSD, SD/MMC, Memory Stick Duo. С их помощью гораздо удобнее обмениваться данными с фотокамерами или ноутбуками — многофункциональные порты для поддержки таких карт есть почти по всех моделях портативной компьютерной техники (именно на этих картах памяти размещаются звуковые файлы со встроенного диктофона, причем размер записей определяется только размером памяти.)
Фактически основная тенденция последнего времени — все больший упор на выбор устройств класса “все в одном” (“all-in-one”), которые содержат полный набор беспроводных функций: Wi-Fi, Bluetooth, GPRS/EDGE, даже встроенные средства спутниковой GPS-навигации. Как следствие, спектр использования таких устройств, по мнению Михаила Фадеева, представителя компании E-Ten, чрезвычайно широк: от применения в качестве терминалов в системах мобильной торговли до многопользовательских сложных корпоративных почтовых систем. Так как разница в стоимости обычных КПК и коммуникаторов уменьшается, последние завоевывают практически все области, в которых ещё пару лет назад безраздельно властвовали КПК.
Почта на заказ
Как следует из отчетов аналитической компании Gartner, к концу 2008 г. все без исключения смартфоны будут поддерживать работу с электронной почтой по умолчанию — при этом передача почтовых сообщений станет недорогой, что немаловажно. В настоящее время развитие электронной “мобильной” почты тормозится нежеланием мобильных операторов пускать в свою сеть миллионы электронных сообщений — большая часть из которых, по мнению телеком-компаний, является спамом. Нынешние тарифные планы для устройств, способных работать с электронной почтой, весьма затратны, и у нас в стране подобные услуги находятся лишь в начальной стадии развития.
Наиболее интересное и практически значимое решение доступно пока только корпоративным пользователям в Западной Европе и США — речь идет о семействе устройств BlackBerry (поставщик — компания Research in Motion). С их помощью можно работать с электронной почтой, интернет-браузером и текстовыми сообщениями, а также общаться по телефону — оно обеспечивает владельцам постоянный мобильный доступ к корпоративным информационным системам, что помогает им работать более продуктивно.
Почти единственное преимущество этой системы — в безопасном доступе к информации. Ведь для корпоративных клиентов BlackBerry предоставляет защищённый, основанный на push-технологии беспроводной доступ к электронной почте и другой корпоративной информации: BlackBerry Enterprise Server отличает высокая интегрированность с Microsoft Exchange, IBM Lotus Domino и Novell GroupWise. А для частных пользователей и небольших компаний предлагается BlackBerry Internet Service, который обеспечивает доступ к десяти персональным или корпоративным адресам электронной почты (включая синхронизацию с комплектами популярного ПО — Microsoft Exchange, IBM Lotus Domino и т.д.) с единого устройства. Правда, пользователям BlackBerry необходимо будет приобрести независимый сервер обмена, однако, по информации Скотта Ченга, 99% корпораций в мире уже владеют ими.
Крупнейшие российские сотовые компании давно присматриваются к сервису BlackBerry, который пользуется большой популярностью, в основном в США. Незначительным препятствием для перехода на эту услугу можно считать тот факт, что этот сервис поддерживают только устройства от одного производителя, поэтому абонентам придется менять свои телефоны на одну из дюжины совместимых моделей. Правда, в последние годы RIM предоставила лицензии другим компаниям, среди которых Nokia и Sony Ericsson, и отдельные модели их бизнес-телефонов могут работать в сетях BlackBerry. Однако несмотря на готовность пользователей купить новые терминалы, российские операторы в ближайшее время этот сервис не внедрят — компания-производитель не представила в ФСБ ключи, как этого требует законодательство, для прочтения закрытой шифром информации, которая циркулирует в таких системах, защищая их в дополнение к стандартному шифрованию GSM- или CDMA2000-сети.
Местоположение по спутнику
GPS-навигаторы — одна из самых быстрорастущих ниш на рынке портативной техники. В корпоративном сегменте популярность объясняется несколькими ключевыми факторами. Во-первых, потребность в спутниковой навигации испытывают сотрудники компаний любого размера, которым требуется часто летать в командировки и использовать на месте арендованные машины. Если в Западной Европе и США большинство автомобилей, со стоимостью аренды от 40 евро в сутки поставляются уже с приборами GPS и локальными картами, то в Восточной Европе, России и странах Азии это правило практически не работает. Таким образом, возникает альтернатива — либо искать бумажные карты региона, либо по Интернету загрузить себе карту соответствующей местности с возможностью прокладки маршрутов на родном языке. Ясное дело, все больше компаний выбирает второй вариант несмотря на тот факт, что стоимость электронных карт с отмеченными “точками интересов” может достигать 100—150 евро за страну.
Во-вторых, GPS-навигаторы пригодятся в системах мобильной торговли: обладая подобным устройством, торговые представители, особенно при экспансии в новые регионы, могут быстро найти на местности закрепленные за ними торговые точки, при использовании в сельской местности — точно рассчитать необходимое количество горюче-смазочных материалов а в крупных городах — выбрать маршруты в объезд пробок.
В настоящее время на рынке имеется около тысячи различных моделей GPS-приемников, которые выпускают более 150 компаний. Самые крупные игроки на российском рынке — TomTom, Garmin, JJ-Сonnect, Mio. Как отмечает Павел Комаров, руководитель направления цифровой техники группы компаний “Диксис”, по статистике продаж этой торговой сети наибольшей популярностью из GPS-навигаторов пользуются модели Mitac Mio C510 и JJ-Connect 2000, а среди смартфонов и коммуникаторов с поддержкой GPS можно отметить такие модели, как HTC P3300, P4350, Mitac Mio A701, A700, ASUS P535, ETEN Glofiish M700, X500, X500 Plus, X500+GPS Pro Moscow, RoverPC G5.
По данным статистики торговой сети по продаже цифровой техники “Цифроград”, корпоративный потребитель выбирает навигатор исходя из следующих характеристик: стоимость решения, размер экрана, скорость процессора, размер устройства и готовность к работе (наличие карты необходимого региона).
Есть несколько видов GPS-приемников. Наиболее распространенные — стационарные автомобильные, которые укажут путь на дорожных развилках и объездные пути, а также помогут рассчитать кратчайший маршрут. При всех неоспоримых достоинствах и функциональности автомобильные навигаторы недороги и просты в установке. Обычно они сочетают функции GPS-навигатора, справочника путешественника и не очень мощного КПК, снабжаются подробными картами (загрузка с помощью карт памяти), обеспечивают автоматическую планировку маршрута, воспринимают голосовые команды. Классические автомобильные GPS-навигаторы располагают возможностью голосовой подсказки, в том числе на русском языке.
Также можно отметить портативные GPS-навигаторы — они могут быть выполнены в форме миниатюрного приемника с экраном, где отражается карта или схема окружающей местности, а также в виде небольшого приемника, который связывается с коммуникатором или смартфоном по Bluetooth. В моделях с экраном помимо стандартных навигационных функций эти устройства содержат в себе МР3-плейер, аудиоплеер, словарь-разговорник, путеводитель и многое другое.
Идеальный GPS-навигатор для корпоративных пользователей должен удовлетворять следующим требованиям: быть легким и компактным, желательно водостойким , запоминать несколько маршрутов (как минимум до работы и дома), а также обладать качественным (не обязательно большим) экраном.
По мнению представителей торговых сетей, пока в России более распространены портативные GPS-навигаторы: доля их продаж на рынке составляет 70—80%, они опережают по продажам GPS-модули для ПК, КПК и смартфонов, их в несколько раз больше, чем автомобильных GPS-навигаторов. При этом около 90% сегмента встроенных автомобильных GPS-навигаторов занимают специализированные устройства — такой тип GPS-навигаторов интересен корпоративным клиентам, поскольку на их базе создаются комплексные системы контроля и безопасности автотранспорта. Однако по мнению Олега Кудревича, руководителя направления “Цифровая техника” компании “Цифроград”, “главная тенденция 2007—2008 гг. на рынке навигации — приобретение не GPS-модулей, а интегрированных решений, состоящих из GPS-модуля, канала передачи данных в сотовой сети, интеграции модуля с коммуникатором или смартфоном, а также электронной карты”. Фактически пользователям интересны навигаторы и телефоны в комплекте с полным решением (в основном со встроенными картами). При этом продажа “чистых” GPS-модулей изживает себя по мере текущего проникновения интегрированной навигации в экранные устройства.
Сегодня действительно наблюдается тенденция к оснащению смартфонов и коммуникаторов GPS-модулями, уточняет Павел Комаров. Однако здесь стоит говорить не о росте популярности GPS-модулей для смартфонов, а о том, что сами производители начинают оснащать “умные” трубки навигационными системами. Так, Nokia выпустила телефоны N95 и 6110 Navigator со встроенными средствами GPS. А в модельном ряду коммуникаторов GPS-модули встречаются уже довольно часто.
Важное технологическое событие, которое дало возможность инсталлировать GPS-приемники в мобильные терминалы, — создание миниатюрных GPS-чипов SiRF III, это положило начало производству блоков размером с половинку спичечного коробка. При этом такой чип обеспечивает вполне хороший прием сигнала, что позволяет позиционироваться и искать координаты с качеством, сравнимым с обычными GPS-приемниками.
Крупные вендоры сотовых телефонов, такие как Nokia, Motorola или SonyEricsson, пока не имеют представленной на российском рынке значимой гаммы GPS-моделей, основные производители таких устройств на сегодняшний день — это компании E-Ten, HTC и Mitac, а также ASUS. Не исключено, что на аналогичную нишу выведут свои устройства Pioneer и Garmin, привлеченные на этот рынок возможностью существенно увеличить свои финансовые показатели.
Расширяется и рынок так называемых “гибридных терминалов”, когда не в смартфон или коммуникатор, а в обычный телефон добавляется встроенный GPS-модуль. Яркие примеры — Benefon TWIG или Samsung SPH-A503 Helio Drift, созданный для американского виртуального оператора Helio (работает в сети Sprint PCS). Перспектива подобного решения “два в одном” — в унификации пользовательских устройств. Безусловно, в экстремальных условиях, где о сотовой связи остается только мечтать, подобный гаджет будет бесполезен (там скорее подойдет спутниковый телефон с GPS-навигатором), но в условиях города и более или менее обитаемой части мира путешествующим пешком или на велосипеде, равно как и в автомобиле, выгоднее иметь такой гибридный терминал.
Правда, полностью свернуться в нишу коммуникаторов и смартфонов рынок GPS-приемников пока не готов. Потребители, которые еще не имеют четкого представления о том, что же такое GPS, вряд ли сразу захотят приобретать не самые дешевые коммуникаторы (их цена начинается с 15 тыс. руб.) со встроенной функцией GPS, в то время как рынок уже предлагает более простые узкофункциональные решения за 5—7 тыс. руб. — все-таки разница в два-три раза. При том, что многим потребителям, в том числе и корпоративным, до конца непонятна необходимость и ценность всей остальной функциональности коммуникатора. Учитывая, что степень проникновения технологии GPS в массы пока ещё очень низка, рынок имеет неплохие перспективы роста и весьма далек от насыщения. Места хватит всем: и дешевым GPS-модулям, и дорогим коммуникаторам. Замещение, безусловно, будет иметь место: пользователь, изучивший функциональность GPS-приемника начального уровня, при покупке очередного телефона выберет модный коммуникатор “все в одном”.