Технология катастрофоустойчивости, ставшая популярной на Западе после печальных событий 11 сентября, постепенно внедряется и у нас. Один из примеров — информационная система Пермского моторостроительного комплекса, недавно введенная в эксплуатацию.
Это — крупный холдинг, выпускающий авиационные и промышленные двигатели, вертолетные редукторы и трансмиссии. В него входит несколько компаний, из которых основными являются КБ “Авиадвигатель” и Пермский моторный завод. Исторически каждая из них имела свой вычислительный центр. Однако когда речь зашла об их модернизации, было решено воспользоваться тем, что оба предприятия удалены друг от друга на расстояние 1,2 км, и построить общее катастрофоустойчивое решение. “Надежность работы информационных систем очень важна для нас, — сказал Андрей Чемус, заместитель ИТ-директора Пермского моторного завода. — И благодаря тому, что на одной территории находятся две отдельные площадки нам удалось повысить живучесть наших ИC”.
Сетевая инфраструктура обоих предприятий совершенно одинакова, и для повышения отказоустойчивости и балансировки нагрузки в серверных центрах коммутаторы дублируют друг друга.
По словам г-на Чемуса, проект был непростой. Ведь на таком огромном предприятии используется множество приложений — САПР, самописная ERP-система, средства поддержки коллективной работы, ПО для документооборота, базы данных, всевозможные специализированные программы. Нужно было модернизировать серверы для разных бизнес-приложений, внедрить систему управления инженерными данными на “Авиадвигателе”, а главное — установить там высокопроизводительный кластер для выполнения технических расчетов. Но бюджет на ИТ был ограничен.
Именно из-за такой разноплановости в качестве поставщика компьютеров была выбрана компания IBM. “У нас много разных задач, и под каждую нужно тщательно подобрать платформу, — рассказал Андрей Чемус. — Мы рассматривали разные варианты, и нам понравилась гетерогенность оборудования IBM, к тому же в ходе тестирования оказалось, что эта техника обеспечивает максимальную производительность при минимальных затратах”.
В ходе подготовки были выполнены два пилотных проекта. Один — в центре корпорации во французском городе Монпелье, где сравнивалась производительность расчетных приложений “Авиадвигателя” на трех возможных платформах. В результате для создания вычислительного кластера решили использовать блейд-серверы IBM на базе процессоров AMD под управлением ОС Linux.
Второй пилотный проект был реализован в центре компетенции КРОК. После тестирования выбрали унифицированное для обоих предприятий решение на базе блейд-серверов IBM HS20, JS21 и дисковых систем хранения IBM DS4800 и DS4100. “В одном шасси установлены блейд-серверы с разными процессорами: и Intel Xeon, и IBM PowerPC, и при этом работают ОС Windows, NetWare и AIX”, — пояснил Андрей Чемус.
Сам проект выполнялся в два этапа: сначала на базе коммутаторов Cisco 6500 была создана единая магистраль, объединившая оба вычислительных центра. “Сетевая инфраструктура обоих предприятий совершенно одинаковая, и для повышения отказоустойчивости и балансировки нагрузки в серверных центрах коммутаторы дублируют друг друга”, — продолжил свой рассказ Андрей Чемус. Затем внедрялась серверная платформа на базе оборудования IBM. В результате теперь на двух площадках работают абсолютно идентичные, взаимозаменяемые серверные комплексы, тесно связанные друг с другом.
Разница между ними только в том, что на “Авиадвигателе” установлен еще и вычислительный кластер, состоящий из семи узлов на базе двухъядерных процессоров фирмы AMD. Как рассказал Алексей Сипатов, начальник отдела вычислительной газодинамики, мощный компьютер нужен для выполнения сложных нестационарных трехмерных динамических расчетов в процессе разработки двигателя. Дело в том, что системы инженерного анализа хорошо поддаются распараллеливанию и, следовательно, позволяют эффективно использовать преимущество многоядерности. По словам г-на Сипатова, на восьми ядрах вычисления выполняются в пять-шесть раз быстрее, чем на одном ядре, а на 16 ядрах ускорение становится почти десятикратным.
Важным достоинством кластера является его модульность. “Мы получили решение для наших ресурсоемких задач, которое можно наращивать, и собираемся в течение года увеличить число узлов в четыре раза”, — поделился планами Андрей Чемус. В результате пиковая производительность кластера вырастет со 156,8 Гфлопс до 1 Тфлопс.
Будет развиваться и инфраструктура предприятия. “Мы не собираемся останавливаться, — сказал в заключение г-н Чемус. — Взяли на тестирование Unix-сервер IBM p5 550, ждем, когда появятся блейд-серверы на процессоре POWER6, следим за планами AMD и Intel. Процесс совершенствования будет непрерывным”.