“Вольное дело” взялось за компьютеризацию российской глубинки
В начале нынешнего года в рамках глобальной инициативы World Ahead компания Intel предложила референс-дизайн* так называемого школьного ноутбука. В настоящее время на базе этой платформы тайваньская фирма Elitegroup Computer Systems (ECS) выпускает ноутбуки Classmate PC, адресованные школьникам младших классов. По данным Intel, эти устройства ( они не предназначены для розничных продаж и изготавливаются лишь под конкретный заказ) уже широко используются в более чем в десяти развивающихся странах (среди них -- Индия, Нигерия, Китай, Бангладеш, Мексика и ряд других государств). Осенью эти компьютеры пришли и в Россию.
В ноябре Intel, Microsoft и некоммерческий фонд поддержки культуры, науки, образования и здравоохранения “Вольное дело”, финансируемый рядом частных лиц и коммерческих предприятий (в том числе Олегом Дерипаской и подконтрольными ему структурами), объявили о старте беспрецедентного по масштабу проекта безвозмездной передачи российским школам, расположенным в некрупных городах (т. е. не в областных центрах и городах-миллионниках) современной вычислительной техники. Сообщается, что проект призван способствовать насыщению школ передовыми информационными технологиями, повышению уровня компьютерной грамотности российских школьников и развитию навыков использования современной компьютерной техники учителями в образовательном процессе.
По словам генерального директора фонда “Вольное дело” Тамары Румянцевой, в рамках пилотной фазы этого проекта в семь школ Краснодарского края уже переданы 2000 устройств Classmate PC, изготовленных ECS и предназначенных для ежедневного использования учащимися в возрасте от 6 до 12 лет как в школе, так и во внеурочное время. Компьютер имеет небольшую массу (менее 1,3 кг) и в сложенном состоянии своим внешним видом (см. фото) напоминает толстую тетрадь. Он выполнен на базе 900-МГц процессора Intel Mobile Processor ULV и чипсета Intel i915 GMS. Школьный ноутбук оснащён 256-Mб ОЗУ типа DDR-II, а вместо традиционного жесткого диска в нем используется хранилище информации ёмкостью 2 Гб, изготовленное на основе флэш-памяти типа NAND.
Устройство имеет ЖК-экран с диагональю семь дюймов и разрешением 800×480 пикселов, встроенный микрофон и колонки, аудиовыход и вход для внешнего микрофона. C внешним миром оно может общаться через USB- и/или Ethernet-разъем, а также посредством Wi-Fi (802.11 b/g). Клавиатура ноутбука русифицирована (то есть на нее нанесены как латинские, так и кириллические символы) и содержит сенсорное устройство управления курсором (тачпад). В комплект поставки ноутбука входят сетевой адаптер, рассчитанный на 220 В и батарея, емкости которой, по данным изготовителя, хватает примерно на четыре часа автономной работы. Устройство может функционировать под управлением ОС Windows XP или Linux.
Руководитель проекта Виктор Сотниченко (сотрудник фонда “Вольное дело”) сообщил, что на устройствах, поставленных в рамках пилотной фазы проекта, предустановлен пакет Microsoft Student Innovation Suite, “Антивирус Касперского” и ряд образовательных программ, разработанных компанией “Кирилл и Мефодий”.
Директор отдела стратегических проектов московского офиса Microsoft Евгений Данилов отметил, что его компания, реализуя данный проект, не искала сиюминутной экономической выгоды, а работала на перспективу. В “Лаборатории Касперского” нам сообщили, что OEM-продукты для этих машин поставлены бесплатно, а от “Кирилла и Мефодия” никаких комментариев к моменту написания статьи получить не удалось.
По словам г-на Сотниченко, в рамках данного благотворительного проекта фонд “Вольное дело” в течение пяти лет планирует ежегодно передавать в российские государственные школы до 200 тыс. компьютеров (по 50 тыс. ПК в квартал). Порядок выбора школ еще не определен (скорее всего, они будут выбираться на конкурсной основе). Как не определены и предприятия, которые будут осуществлять гарантийное и постгарантийное обслуживание этих компьютеров (в ходе пилотного проекта вышедшие из строя машины будут заменяться на исправные из специально созданного небольшого подменного фонда).
“Мы стремимся не просто обеспечить школы ноутбуками (не в наших силах дать компьютеры всем учащимся младших классов), а прежде всего способствовать устранению “цифрового неравенства” среди школьников, живущих в разных регионах страны. А также способствовать овладению учителями и учениками XXI века знаниями и умением использования ИКТ на уроках, — говорит Тамара Румянцева. — Мы ведём речь об ускорении модернизации образования в российской школе. В то же время нам важно и отношение родителей к использованию ИКТ начиная с первого класса. Ведь ясно, что это может негативно сказаться на здоровье детей. Поэтому вместе с ноутбуком в образовательное учреждение должна прийти культура отношения к своему здоровью. В выбранных нами пилотных школах учителя, родители и дети с помощью врачей освоили гимнастику для глаз и стали серьёзнее относится к физкультминуткам”.
Как известно, российские власти также не стоят в стороне от решения проблемы “цифрового неравенства”. Не так давно было объявлено, что в процессе реализации национального проекта “Образование” все 60 с лишним тысяч школ нашей страны уже подключены к Интернету. Еще раньше сообщалось ( см. PC Week/RE, № 36/2007) о практическом завершении крупномасштабного (стоимостью свыше 400 млн. руб.) проекта разработки электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП) для учащихся 5—11 классов; в рамках которого на специальный сайт eor.edu.ru выложены примерно 6000 открытых образовательных модульных мультимедиа-систем, доступных для свободного скачивания как учителями, так и учащимися ** (по мнению Виктора Сотниченко, практически все модули ЭОР НР смогут работать на устройстве Classmate PC).
В то же время, по подсчетам аналитиков, на 14,6 млн. учащихся российских общеобразовательных школ в настоящее время приходится не более 700 тыс. школьных компьютеров, многие их которых по своим функциональным возможностям значительно уступают Classmate PC. Так что г-жа Румянцева совершенно права, когда говорит о том, что проблему компьютеризации отечественных школ нельзя решить только усилиями благотворительного фонда.
Но этой проблемой должны быть озабочены и крупные ИТ-компании (как транснациональные, так и региональные). Хотя бы потому, что им рано или поздно потребуются новые кадры, cо школьной скамьи приобщенные к современным информационно-коммуникационным технологиям.
Транснациональные ИТ-компании уже осознали свою социальную ответственность. Так, например, в реализацию программы World Ahead корпорация Intel в ближайшие пять лет планирует вложить более миллиарда долларов. Предполагается, что эти средства пойдут на то, чтобы обеспечить беспроводной широкополосный доступ в Интернет миллиарду пользователей и обучить 10 млн. преподавателей использованию современных технологий с тем, чтобы дать доступ к технологиям еще одному миллиарду учащихся.
Не отстает от производителя процессоров номер один и Microsoft. В апреле этого года, реализуя мировую инициативу “Мир безграничных возможностей” (Unlimited Potential), корпорация объявила о создании доступного по цене пакета программного обеспечения Microsoft Student Innovation Suite (MSIS), предназначенного исключительно для благотворительных программ государственных и некоммерческих организаций, в рамках которых учащимся будут предоставляться персональные компьютеры для использования в школе и во внеурочное время. На российском сайте корпорации сказано, что в состав этого пакета входят ОС Windows XP Starter Edition, а также пакеты “Microsoft Office для дома и учебы 2007”, Microsoft Math 3.0, “Learning Essentials 2.0 для Microsoft Office” и Windows Live Mail. Там же отмечено, что со второй половины 2007 г. данное предложение будет доступно по цене три доллара за пакет.
Можно также вспомнить программу OLPC (One Laptop Per Child, “Каждому ребенку по лэптопу” см. PC Week/RE № 31/2007), инициированную Николасом Негропонте из Массачусетского технологического института и направленную на ликвидацию “цифрового неравенства” в развивающихся странах.
А что же предлагают школам российские ИТ-компании? Как известно, в нашем государстве есть несколько изготовителей ПК, производственные мощности которых позволяют изготавливать в год до миллиона компьютеров, а их сервисные сети (собственные и партнерские) охватывают практически всю страну. Не секрет, что производственный потенциал этих компаний используется далеко не на полную мощность. Почему фонд “Вольное дело” не предложил данным компаниям — все они являются OEM-партнерами Intel и Microsoft — приобщиться к глобальным инициативам World Ahead и Unlimited Potential и побороться за право поставки в российские школы ноутбуков типа Classmate PC? Вот как отвечает на этот вопрос Виктор Сотниченко: “Наш проект только начинается, и участие в нем никому не заказано. Более того, мы изначально предполагали, что этот проект станет многовендорным, а тендеры на поставку компьютеров будут проводиться ежеквартально. Но я не думаю, что в ценовом плане отечественные компании могут успешно бороться с предприятиями, расположенными в Юго-Восточной Азии и имеющими возможность использовать дешевую рабочую силу”.
Впрочем, и зарубежные фирмы-производители не спешат в массовом порядке приобщаться к различным образовательным инициативам. Изготовлением школьных ноутбуков для развивающихся стран пока занимаются лишь EСS (под маркой Classmate PC) и ASUSTeK Computer (под маркой Eee PC).
Однако идея cоздания недорогого мобильного устройства витает в воздухе, хотя подходы к её “материализации” отличаются. “Мы (а также, насколько нам известно, крупнейшие аналитические агентства по ИТ-рынку) считаем, что Classmate PC нельзя причислить к категории ноутбуков либо полноценных компьютеров, так как в нём отсутствует жёсткий диск или какой-либо другой носитель существенного объёма, что резко снижает функциональность устройства, -- говорит коммерческий директор по работе с партнёрами Acer CIS Григорий Низовский. -- Также неправильно считать, что Eee PC от Asus -- это реализация концепции Classmate PC от Intel, хотя бы потому, что в устройстве от Asus нет ничего, обеспечивающего дополнительную противоударность и устойчивость к механическим повреждениям. Кроме того, мы не считаем, что устройство с cемидюймовым дисплеем и неполноразмерной клавиатурой подходит для использования в школе, где эргономика крайне важна. Тем не менее в следующем году наша компания по всей вероятности представит на рынке недорогое устройство, обладающее существенно большей функциональностью, которое мы будем предлагать как в образовательном, так и в потребительском сегментах. Возможно, это устройство будет поставляться под другой торговой маркой (не Acer)”.
* Под референс-дизайном инженеры Intel подразумевает конфигурацию, обязательные и опциональные комплектующие, корпус с присущими ему специальными характеристиками и т. д.
** Создатели сайта ЭОР НП утверждают , что ежемесячно с этого ресурса скачивается около 3000 образовательных модулей; при этом средний “вес” каждого из них составляет около 10 Мб.