Мы живем в нелегкую эпоху. Предприятия всячески экономят средства, экономический рост непрерывно падает, все больше работы утекает за рубеж, ИТ-профессионалы выходят на пенсию, а молодежь не слишком-то рвется в математические, технические и инженерные учебные заведения. В таких условиях вряд ли кого удивит весьма неустойчивое положение специалистов по ИТ. И многие задаются вопросом: что можно сделать для его укрепления, как обеспечить успешную карьеру в этой области?
Большинству таких сотрудников необходимо поддерживать квалификацию на должном уровне и постоянно показывать, насколько важна их роль в организации, как бы трудно это ни было. Такой вывод напрашивается по итогам исследования, представленного в Лондоне школой бизнеса Ричарда Айви из университета Западного Онтарио.
“Простого владения информационными технологиями явно недостаточно для получения реальных результатов, в которых заинтересованы работодатели, — пишут Синг-Йи Цай, Дебора Компо и Николь Хаггерти в труде “Of Races to Run and Battles to be Won: Technical Skill Updating, Stress and Coping of an IT Professional” (“О соперничестве и битвах, которые необходимо выиграть: повышение технической квалификации, стрессы и преодоление трудностей на пути специалиста ИТ”). — А их в первую очередь интересует улучшение общих итогов работы предприятия. Для успешной карьеры ИТ-профессионала ключевое значение приобретают способность учиться и быстро адаптироваться к происходящим изменениям”.
Техническим специалистам нужно приспосабливать свои знания к потребностям бизнеса
Однако некоторые специалисты по подбору кадров считают, что не следует все усилия концентрировать лишь на сохранении своей должности в структуре ИТ. Такой подход, по их мнению, может оказаться неверным. “Не стоит цепляться за место, — советует, например, Джим Ланцалотто, вице-президент по стратегии и маркетингу филадельфийской компании Yoh, которая специализируется в области рекрутинга и аутсорсинга. — Нужно больше думать о продвижении по карьерной лестнице”.
При этом он ссылается на перспективность нынешнего рынка рабочих мест в области ИТ и сравнивает наше время со “старым добрым”. По мнению Ланцалотто, следующие несколько десятилетий станут самыми благоприятными для всех технических специалистов независимо от того, чем те занимаются: созданием, реализацией, структурированием ИТ-систем или управлением ими.
Другие же наблюдатели полагают, что информационные технологии все еще страдают из-за слабого пиара. “Недавно мы опросили менеджеров по информатизации и экспертов по поводу рынка рабочих мест в области ИТ, — рассказала в интервью eWeek старший аналитик фирмы Forrester Research Board Лиз Брейди. — Как оказалось, спрос на таких специалистов сегодня вернулся на докризисный уровень, однако карьера в этой сфере все еще воспринимается как не слишком-то перспективная”.
В качестве главных причин такого положения Брейди называет лопнувший несколько лет назад мыльный пузырь виртуального бизнеса и излишнюю шумиху вокруг аутсорсинга. Именно из-за этого, считает она, родители и консультанты не советуют молодежи выбирать техническую стезю. В результате сокращается приток желающих поступать на компьютерные факультеты, а следовательно, становится меньше талантливых специалистов по ИТ. “Но ведь нет ни малейших признаков того, что карьера в области ИТ может стать бесперспективной, — удивляется Брейди. — Спрос на технических специалистов и профессионалов бизнеса постоянно растет”.
Чтобы сохранить работу в своей сфере, ИТ-специалисту необходимо расширять кругозор, адаптировать знания и умения к потребностям организации на ближайшие годы. Иногда для этого приходится отказываться от старых и порой даже вредных навыков, а также осваивать новейшие технологии, помогающие повышать деловую активность. Действуя по этим направлениям, специалист по ИТ не только сохранит свое рабочее место, но и получит настоящее удовлетворение. Ведь это так здорово, когда ощущаешь, что твоя повседневная работа приводит в движение всю организацию!
1. Не сосредотачиваться на мелочах
ИТ-подразделения издавна страдают из-за невысокой репутации, за что должны винить только себя. Долгие годы, пока не лопнул технический пузырь, они чувствовали себя королями: спрос на талантливых специалистов и острая нехватка ИТ-профессионалов ставили эту отрасль в особое положение. Технарям ничего не стоило подобрать себе работу по вкусу, самим определять свой оклад. Они могли приходить на совещания в джинсах и футболках — никто даже бровью не вёл. Они закатывали глаза, когда какой-нибудь сотрудник фирмы не знал, куда вставить сетевую плату. Если же они понятия не имели, как что-то сделать, они этого просто не делали.
Но лопнувший пузырь и последовавшее сокращение штатов ИТ-отделов спустили богов на грешную землю. Компьютерщики перестали смотреть на других как на “тупых пользователей”, но следы непрофессионализма, к сожалению, у них остались.
“Менеджеры по информатизации отмечают, что к ним сейчас приходят молодые специалисты, как никогда раньше подкованные в технической области, но не умеющие общаться с другими”, — говорит Брейди. По существу многие ИТ-профессионалы слишком уж сосредотачиваются на мелочах. Они думают, что для завоевания авторитета достаточно избегать “ячества”, внимательнее следить за своей речью, не ограничиваться в бизнес-подразделениях сугубо техническим лексиконом. Другими словами, не выглядеть такими уж технарями.
“Но нужно еще осваивать искусство ведения деловых бесед, — предупреждает Брейди. — Менеджеры по информатизации, с которыми мне довелось беседовать, просто поражены, насколько слабой стала эта сторона подготовки. Резюме и обращения следует писать предельно сжато, их содержание должно в точности соответствовать той работе, на которую претендует кандидат. Прежде чем обращаться в компанию, стоит как можно больше узнать о ней”.
Слабые навыки общения у потенциальных кандидатов на ИТ-должности тревожат менеджеров информатизации больше всего. “Этому искусству нужно учиться. И в первую очередь нынешней молодежи, привыкшей к электронной почте и текстовым сообщениям IMing. Кому из менеджеров по информатизации нужен сотрудник, боящийся снять трубку или провести личную беседу? Представляете, какое мнение он может создать обо всей организации?”
Раньше данный аспект считался в сфере ИТ малозначимым, но теперь наибольшим спросом пользуются те специалисты, которые освоили методику личного общения. И потребность в них будет только возрастать по мере продвижения информационных технологий в процессы деловой активности компаний. “Именно умение общаться все чаще и чаще выходит сегодня на первый план”, — предупреждает Брейди.
2. Ослаблять контроль, не теряя его
На протяжении всей истории существования ИТ-отделов их главная задача заключалась в предотвращении опасных явлений — брешей системы безопасности, сбоев в работе сети, простоя настольных систем. В таких условиях менеджеру по информатизации не оставалось ничего иного, как прибирать к рукам как можно больший контроль над всеми техническими системами.
“Лозунг “Предотвращать все плохое” со временем сократился до “Предотвращать всё”, — смеется аналитик из фирмы Gartner Джеффри Мэнн. — Мы действовали так, будто вокруг сплошные злоумышленники, которых ни к чему нельзя допускать. А ведь во многих случаях было достаточно только предупредить пользователей об опасности”.
В подтверждение своих слов Мэнн вспоминает историю из жизни небольшого голландского городка. Когда местные власти отказались от всех светофоров и дорожных знаков, водители стали ездить намного осторожнее и медленнее, трафик стал заметно слабее, снизилось число ДТП. “Чем меньше ограничений на дороге, тем лучше движение машин, — заключает Мэнн. — В сфере ИТ такое же правило действует в отношении справочных столов. В будущем многие из взятых на себя функций отделы ИТ обязательно вернут пользователям”.
В докладе фирмы Gartner делается интересный вывод. Если подразделение ИТ слишком часто отказывает пользователям в их просьбах, те начинают действовать тайком и развертывается бесконечная игра в кошки-мышки. “Но просто ослаблять контроль нельзя, — пишет подготовивший доклад аналитик из Gartner Робин Симпсон. — Нужно прокладывать взаимоприемлемые пути между миром бизнеса и миром пользователей, чтобы их представители могли эффективно сотрудничать при полной безопасности границ”.
Наладить подобные отношения специалисты по ИТ могут, отказавшись от практики постоянных запретов. Вместо строгого “нет”, как считает Мэнн, пользователи должны слышать нечто вроде: “Что можно сделать, чтобы работа шла лучше, но без ущерба для безопасности?”. Он уверен, что пора выходить за рамки традиционных парадигм “как наладить тотальный контроль” и “как поддерживать полный порядок во всем”. Взамен нужно учиться ослаблять контроль, не теряя его.
3. Защищаться от аутсорсинга
Аутсорсинг и вывод работы за рубеж — вот две главные экономические реальности, которые портят репутацию ИТ-карьеры, лишают ее привлекательности. И стоит отметить, что никаких признаков ослабления таких тенденций пока не наблюдается. Более того, в ближайшие несколько лет руководители высокотехнологичных компаний намерены обращаться к офшорным услугам еще чаще, — об этом свидетельствуют результаты опроса 2007 CEO Survey, опубликованные фирмой Deloine 1 мая. Почти половина респондентов — 45% — уже пользуется зарубежным аутсорсингом, а остальные 55% собираются доверить часть функций иностранным соисполнителям в обозримом будущем. Треть же опрошенных сообщила, что за предстоящие пять лет планирует вывести в другие страны до 10% работы.
В такой ситуации у специалистов по ИТ невольно возникает вопрос: как защититься от активно наступающего аутсорсинга? В ответ большинство кадровых агентств и аналитиков советуют искать новые пути продвижения по карьерной лестнице. Глобализация несет не только негативные последствия. Она открывает перед техническими специалистами совершенно новые возможности, позволяя им выступать в роли связующего звена между заказчиком и исполнителем.
Прежние задачи ИТ-специалистов | Новые задачи ИТ-специалистов |
---|---|
Нацеленность на решение внутренних задач | Нацеленность на решение внешних задач |
Создание приложений | Интеграция приложений |
Разработка систем | Разработка процессов |
Управление системой | Управление взаимоотношениями бизнеса и производителей |
Чисто внутренняя работа/составление кодов/замкнутость на своем участке | Работа с клиентами/общение/сопереживание |
ИТ-контекст , нацеленность вовнутрь | Деловой контекст, нацеленность вовне |
Языки программирования | Трансляция требований |
Управление версиями ПО | Управление изменениями в бизнесе |
Системные потоки | Потоки процессов |
Специализация, ценность | Продукция, аутсорсинг |
Размещение рядом с коллегами и бизнесом | Глобальная рассредоточенность, виртуальные коллективы |
Источник: Forrester. |
“Совершенствуйте свое знание бизнеса, — призывает Брейди. — Это крайне важно для посреднических должностей, таких как менеджеры проектов, бизнес-аналитики и им подобные. Ищите, как лучше освоить такие роли. Специалистам по ИТ я бы рекомендовала повышать квалификацию в самых разных областях, периодически переходить с технических должностей на управленческие и наоборот”. Сотрудник, который в дополнение к техническим знаниям получил еще и навыки управления, становится ценнейшим работником и уже не затеряется в общей массе. Такими специалистами не разбрасываются.
“Прежде всего необходимо выйти за рамки простого технаря, — считает и Ланцалотто. — Станьте предпринимателем. Будьте одним из тех, кто начинал с чисто технической работы, а потом вошел в число бизнесменов”. В качестве примера он приводит менеджера проекта, пришедшего в компанию на должность администратора базы данных. Освоив такую работу, он подключился к проекту ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия), после чего перешел к управлению целым портфелем проектов. Он сумел расширить свои технические знания и навыки управления базами данных (столь, отмечу, необходимые в любой компании), доказать свою способность эффективно управлять бизнесом и техническими проектами. “Он даже не получил диплом магистра бизнес-администрирования, но не остался и технарем, который умеет лишь указывать на ошибки бизнеса”, — поясняет Ланцалотто.
Другие эксперты также рекомендуют ИТ-специалистам смириться с неотвратимостью аутсорсинга и сделать все возможное, чтобы не оказаться его жертвой. “Часть работы обязательно уйдет в страны с дешевой рабочей силой, но не вся. Должности, которые так или иначе связаны с обслуживанием клиентов, далеко не выведешь. Поэтому компании ценят тех, кто умеет работать с заказчиками”, — констатирует Дейв Элхонес, основатель денверской фирмы VRWorkplace, до недавнего времени возглавлявший здесь программу аутсорсинга. Его компания, отметим, оказывает услуги в области решений для виртуального рабочего пространства.
Элхонес уверен, что каждому сотруднику следует стремиться к повышению своей ценности для компании, привносить в свою роль нечто уникальное, постоянно иметь в виду, что специалиста “с глубокими или специфическими знаниями в области бизнеса и своего дела не так-то легко заполучить.
4. Быть ценным достоянием
Кроме постоянного повышения и расширения квалификации есть еще одно совершенно очевидное условие успешной карьеры: сотруднику ИТ нужно стать ценным достоянием компании. Технология сегодня играет в компаниях как никогда важную роль, значимость ее в ближайшее десятилетие будет только повышаться. А это, как подчеркивают рекрутеры и аналитики, открывает перед специалистами по информационным технологиям огромные возможности. Не ограничивая себя только управлением ИТ, они вполне могут превратиться в настоящих гениев для своих компаний.
“Сегодня имеются богатейшие перспективы сотрудничества. Они прямо-таки ошеломляют, — отмечает Мэнн из Gartner. — Информационные технологии способны предложить такие решения, консультации и помощь, которые сделают работу пользователей более эффективной”. Агенты по подбору персонала называют это “созданием личного бренда”. Что надо сделать, поясняет Ланцалотто: “Что нужно, чтобы превратить свое имя в бренд? Для этого достаточно получить известность в коллективе. Кто-то завоевывает авторитет как специалист в своей области, кого-то прославляет способность решать проблемы компании, к кому-то прежде всего обращаются с просьбами о помощи в критических ситуациях”.
Если при возникновении технических проблем в первую очередь вспоминают о вас, ваше положение в компании становится намного прочнее. Но для этого нужно постоянно следить за развитием технологии и раньше других осваивать ее новинки. Пользователям трудно справляться с системой совместной работы? Упростите ее. Как можно ближе познакомьтесь со всеми тонкостями социального ПО, а не смотрите на него как на личного врага ИТ. Подобные технологии всегда вызывают в организациях немало вопросов, и нужен сотрудник, способный ответить на них.
“Заранее готовьте себя к будущему! — предлагает Ланцалотто. — Вся ваша деятельность должна быть органично вплетена в техническую экосистему. Чем ярче будут проявляться ваши знания, чем теснее вы будете взаимодействовать с другими, тем шире станут возможности по выбору работы и тем увереннее вы будете себя чувствовать на своем рабочем месте”.
5. Быть мастером на все руки
Говоря об успешных технических начинаниях, сегодня просто нельзя не упомянуть Google. Этот гигант поиска славится не только нестандартным подходом к бизнесу — бесплатными парикмахерскими для сотрудников, химчистками на своей территории или подвозом служащих на работу. Фирма по-своему подходит и к подбору кадров. В отличие от многих Google ищет не просто специалиста, подходящего на определенную должность, скажем системного администратора. Фирме нужен мастер на все руки, который мог бы выполнять множество разных операций. Такого подхода сегодня все чаще придерживаются и в других организациях.
“Менеджеры по информатизации проводят сейчас намного больше собеседований и даже приглашают кандидатов поучаствовать в имитации совещаний, чтобы посмотреть, как ИТ-профессионал ведет себя в таких ситуациях, — рассказывает Брейди. — Это позволяет увидеть то, чего из резюме не узнаешь: насколько кандидат способен вживаться в разные роли”.
Специалистам по ИТ все чаще приходится демонстрировать свои возможности и знание бизнеса за пределами прямых должностных обязанностей. Руководство организации хочет видеть, как они вписываются в общую картину. Тем, кто сумеет показать свою многогранность и ценность для компании, прием на работу практически гарантирован.
“Google и другие участники новой экономики вырабатывают ценностные предложения, — констатирует Ланцалотто. — Сотрудники здесь не просто создают коды. Они начинают думать о перспективах бизнеса, а не погрязают в мелочах”.