Один из путей: пройти электронные курсы и сдать экзамен в независимом тестовом центре
Процессы слияний-поглощений затрагивают не только производителей оборудования и программного обеспечения, но и разработчиков электронных курсов повышения квалификации. Теоретические аспекты различных сторон дистанционного обучения мы неоднократно обсуждали. См., например, исторический экскурс “е-Learning: этапы большого пути” (PC Week/RE, № 32/2006), в котором рассматриваются происхождение и эволюция терминов “дистанционное обучение”, “электронное обучение” (е-Learning), “интерактивные электронные курсы”, “интерактивные электронные семинары”, “LMS-решения” (Learning Management System, системы управления обучением), “системы управления контентом” (Content Management System или Learning Object Repositories), позволяющие накапливать, обрабатывать и использовать содержимое курсов, и т. д. А как можно практически, не отходя от своего домашнего или служебного компьютера, повысить квалификацию и соответственно поднять свою рыночную стоимость? Об этом нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину рассказал руководитель по развитию бизнеса в России и странах Восточной Европы компании SkillSoft Джон Доуни. В беседе также принял участие менеджер по развитию бизнеса “Академии АйТи” Олег Андрианов.
PC Week: Как меняется спрос на электронные курсы и динамика оборота компаний, разрабатывающих и предлагающих эти курсы?
Джон Доуни: Во всём мире спрос на электронные курсы повышения квалификации ежегодно увеличивается примерно на 20%. Если же говорить о нашей компании, то в этом финансовом году (он закончится 31 января 2008-го) её оборот должен составить около 335 млн. долл. Для сравнения: в прошлом финансовом году он равнялся (без учёта оборота фирмы Thomson NETg, поглощенной нами нынешним летом) 220 млн. долл.
PC Week: Сколько курсов предлагает ваша компания?
Дж. Д.: Все они делятся на две большие группы: бизнес-курсы, которые носят универсальный характер и рассчитаны на самые различные отрасли, и курсы по ИТ-тематике (в них есть серии для разных категорий сотрудников: разработчиков, пользователей, специалистов ИТ-отделов и т. д.). В настоящее время актуальными мы считаем 942 бизнес-курса и 1705 ИТ-курсов. Ещё примерно 3000 курсов мы относим к морально устаревшим (быстрее устаревают ИТ-курсы, в то время как бизнес-курсы обычно имеют более долгий срок жизни). В то же время мы ежегодно разрабатываем около трёхсот новых курсов. Только в прошлом году на разработку новых ИТ-курсов нами было потрачено около 40 млн. долл. В нынешнем аналогичный показатель составит cкорее всего около 50 млн. долл.
Планы выпуска новых курсов и адаптации уже существующих (на год вперёд) мы обновляем ежеквартально. При этом учитываются пожелания не только стратегических партнёров, но и наших корпоративных клиентов. Зачастую именно они подсказывают нам, какие курсы в данный момент являются наиболее актуальными. Более того, в ряде случаев корпоративные клиенты участвуют в финансировании работ по адаптации тех курсов, которые представляют для них наибольший интерес. В странах EMEA данная ситуация особенно характерна для Франции.
PC Week: Россиянам доступны все ваши дистанционные курсы?
Дж. Д.: Да, любой курс из нашего международного каталога доступен любому россиянину. Для того чтобы получить доступ к нему, надо обратиться к кому-то из наших стратегических партнёров. В России таковых у нас два -- это “Академия АйТи” и “Новый диск”. Кроме того, через эти компании можно получить доступ к любой из предлагаемых нами 17 тыс. электронных книг (10 тыс. из них относятся к ИТ-тематике), изучение которых также способствует повышению квалификации в той или иной области и позволяет подготовиться к сдаче экзаменов на тот или иной сертификат. Эти книги невозможно скачать целиком, но их библиотека — она называется Books 24×7 — оснащена развитым механизмом поиска, позволяющим быстро добраться до страниц, соответствующих ключевым словам вашего поискового запроса.
По некоторым данным, лишь 30% необходимых знаний современный человек получает в процессе относительно пассивного прослушивания очных или заочных лекций. Остальные 70% он добывает путём целенаправленного поиска ответов на конкретные вопросы посредством бесед с коллегами, обращения к различным поисковым системам и так далее. Библиотека Books 24×7 — один из инструментов такого рода.
PC Week: Какая часть ваших курсов локализована для российского рынка?
Дж. Д.: К концу ноября 2007 г. на русский язык было переведено девятнадцать наших ИТ-курсов (“ISO 9001:2000: краткие сведения о стандартах”, “Переход на IBM Lotus Notes”, “Новые функции IBM Lotus Notes 6”, а также 16 курсов по различным программам пакетов Microsoft Office 2002 и Microsoft Office 2003) и 74 бизнес-курса.
В 2008-м мы рассчитываем перевести ещё около ста. Локализация курсов — очень сложный процесс. Это не просто перевод текстов, а их адаптация с учётом национальных особенностей. В 2008-м в локализацию курсов SkillSoft на русский язык планируется вложить около 1 млн. долл. (эти деньги будут потрачены из бюджетов SkillSoft, “Академии АйТи” и “Нового диска”). По нашим расчётам, средняя стоимость этой работы по одному курсу составляет примерно 10 тыс. долл. Переводом, а точнее говоря, адаптацией занимаются наши стратегические партнёры. При этом “Новый диск” специализируется на бизнес-курсах, а “Академия АйТи” — на курсах по ИТ. Разумеется, это не означает, что бизнес-курсы SkillSoft в России распространяет только “Новый диск”, а ИТ-курсы — только Академия “АйТи”. В плане распространения курсов во всём мире наши партнёры равноправны. То есть после локализации и нашего одобрения курс становится доступным пользователям через любого партнёра.
PC Week: Сколько примерно времени занимает прохождение одного курса и какова его ориентировочная стоимость?
Дж. Д.: Прохождение одного курса в зависимости от сложности и объёма занимает от полутора до семи часов. Стоимость лежит в очень широких пределах и зависит прежде всего от того, кто этот курс приобретает, -- частное лицо или компания. Если компания покупает наши курсы для повышения квалификации тысяч своих сотрудников, то стоимость прохождения отдельно взятого курса одним сотрудником может составлять всего несколько долларов. В мировом масштабе примерно 90% дохода нам обеспечивают корпорации и около 10% — частные лица.
Олег Андрианов:Точных данных о “классовом распределении” слушателей, прошедших предлагаемые нами электронные курсы (кроме курсов SkillSoft мы предлагаем и собственные курсы) у меня нет, но указанная выше пропорция 90:10, я думаю, справедлива и для нашей страны. Во всяком случае для “Академии АйТи”, где предлагаемые нами электронные курсы за последние несколько лет прошли свыше 30 тыс. человек.
PC Week: Выдаются ли лицам, прошедшим один или несколько курсов SkillSoft, какие-либо сертификаты?
О. А.: В курсах SkillSoft обычно есть тестовые вопросы, по которым слушатель может оценить глубину своих знаний, но сертификатов об их прохождении мы не выдаём. Однако специалисты, повысившие свою квалификацию с помощью электронных ИТ-курсов SkillSoft, могут за отдельную плату сдать экзамены в независимых центрах тестирования международных сертификационных систем Thomson Prometric или Pearson Virtual University Enterprises, которые имеются, например, в 18 филиалах “Академии АйТи”, находящихся в крупных городах России. Тогда они получат сертификаты международного образца, признаваемые крупными компьютерными компаниями.
Некоторые крупные предприятия, организующие процесс повышения квалификации своих сотрудников на базе курсов SkillSoft, выдают собственные сертификаты. Но их “область действия”, сами понимаете, весьма ограничена. “Академия АйТи” на основе дистанционных курсов SkillSoft сейчас разрабатывает программы повышения квалификации, соответствующие российским стандартам. Клиент, прошедший обучение по такой программе, может получить диплом государственного образца, так как мы имеем организационно-правовой статус некоммерческого образовательного учреждения дополнительного профессионального образования. Разумеется, получить диплом о высшем образовании (первом, втором и так далее) путём прохождения только лишь электронных курсов и сдачи экзаменов в независимых тестовых центрах нельзя. Но в нашей стране, в том числе и в “Академии АйТи”, есть так называемые смешанные курсы, в которых предусмотрены как “живые очные” занятия, так и “электронные заочные”.
Дж. Д.: Многие специалисты выбирают дистанционный путь получения международно значимых ИТ- или бизнес-сертификатов. Насколько я знаю, только в корпорации Oracle для этого требуется обязательное прохождение очных курсов. Для остальных же ИТ-компаний не имеет значения, каким именно образом соискатель сертификата приобрёл необходимые знания. Скажу больше: наши серии ИТ-курсов обычно согласованы с требованиями вендоров к фирменным курсам по тем или иным группам продуктов. Имеются даже так называемые сертификационные матрицы, из которых сразу видно, какие курсы рекомендуется пройти для получения того или иного сертификата.
PC Week: А на компакт-дисках курсы SkillSoft распространяются?
Дж. Д.: В России на компакт-дисках курсы SkillSoft пока не распространяются. Не столько из-за боязни, как бы их не скопировали без нашей санкции, сколько из-за того, что эти курсы регулярно обновляются и мы хотим, чтобы специалисты всегда имели дело с их самой свежей версией. В то же время в некоторых европейских странах (например, в Испании) в маркетинговых целях мы иногда “прикладываем” диски со своими курсами к некоторым деловым и компьютерным журналам.
PC Week: Можно ли ваши электронные курсы отнести к классу интерактивных, т. е. допускающих — пусть и заочное — общение с “живым” преподавателем?
Дж. Д.: Все наши ИТ-курсы обеспечены возможностью письменного общения с преподавателем в деловом чате или посредством электронной почты. К сожалению, такая поддержка пока организована только на английском языке (соответствующая команда SkillSoft насчитывает около тридцати человек). Однако мы надеемся, что вскоре она откроется и в других странах, где продаются наши локализованные курсы.
PC Week: Спасибо за беседу.