Компания Gartner считает, что вскоре потребуется много специалистов в области общественных наук, для того чтобы помочь компаниям лучше понимать онлайновые сообщества и поведение клиентов в вебе, ориентироваться в разнообразии социальных сетей, формировать торговые марки.
В недавнем отчете “Social Science Meets Technology in Next-Generation Jobs” вице-президент Gartner Кэси Харрис в деталях обсудила четыре направления научных специализаций, которые потребуются в ближайшем будущем. Несмотря на то что она нигде прямо не использовала термин “социальные сети”, вывод следует такой: большинство компаний (независимо от рода бизнеса, которым они занимаются) пока не в включились в работу по использованию преимуществ влияния онлайновых сообществ, в то время как некоторые из этих сообществ обещают стать довольно крупными, чтобы можно было их игнорировать.
“Многие из востребованных технологий берут свое начало в общественных науках и нацелены на упрощение и адаптацию услуг, тесно связанных с технологиями, — считает Кэси Харрис. — Эти технологии воплощают представление о “взаимодействии через интерфейс”, например между компанией и рынком или между управлением бизнесом и управлением технологиями. Поэтому вероятно, что компании распространят свою ответственность за использование технологий за пределы своих централизованных ИТ-структур в бизнес-подразделения, отвечающие за увеличение доходов, развитие продуктов и услуг”.
Упомянутые четыре направления рабочих специализаций включают:
- опытных веб-пользователей, в том числе дизайнеров пользовательских интерфейсов, дизайнеров виртуальных помощников и директоров по взаимодействию;
- аналитиков поведения, в том числе веб-психологов, дизайнеров веб-сообществ, проходчиков веб- и социальных сетей;
- специалистов по информации, в том числе информационных антропологов, которые, как предполагается, будут участвовать в поисках в вебе необходимых фактов и помогать в юридически значимых исследованиях, в управлении интеллектуальной собственностью, а также там, где качество информации может быть подвержено рискам;
- экспертов по цифровому образу жизни, которые в том числе будут помогать старшим руководителям понимать происходящее и быть в курсе событий, создавать торговые марки и управлять онлайновым образом для достижения требуемого онлайнового результата.
Некоторые из этих ролей уже существуют, другие же пока являются компонентами развития традиционных специальностей, не претерпевших пока реальных изменений. Через какое-то время, уверен, появятся “информационные специалисты” как результат расширения функциональности юридических отделов, особенно там, где нужно защищать торговые марки и продукты.
Это во многом похоже на то, что происходит в области рекламы, где поведение онлайновых сообществ во многом изучается и трансформируется в целях маркетинга. Достаточно взглянуть на покупку фирмы DoubleClick компанией Google, чтобы понять важность связи между онлайновым поведением пользователя и рекламой.
Конечно, Gartner в большей степени говорит о тех компаниях, которые хотят добиться преимуществ от социальных сетей на новых направлениях развития, причем они хотят сделать это самостоятельно в меру своих возможностей.
“Будущее тесно связано с вебом, и возникающим рабочим специализациям еще предстоит немалый путь, прежде чем они станут весомой частью новой тенденции, — говорит Кэси Харрис. — Создавать и развивать эти новые специализации будут креативные, интеллектуальные, талантливые люди. Уже на ранней стадии они покажут бизнесу и правительствам преимущества новых специализаций, чтобы те, в свою очередь, помогли развить их в полноценные профессии.