В условиях кризиса многие игроки ИТ-рынка “сжались”, т. е. уменьшили объемы своих продаж, сократили или перевели на неполную рабочую неделю персонал и предприняли иные антикризисные меры. На этом фоне несколько удивительными кажутся шаги Учебного центра “Специалист”, который в нынешних непростых экономических условиях начал, наоборот, расширяться: в марте в дополнение к своим учебным комплексам в Москве он открыл филиал в Санкт-Петербурге, в апреле — в Ростове-на-Дону, в сентябре — в Казани, а в октябре — в Омске. О том, чем обусловлена эта региональная экспансия, директор УЦ “Специалист” Дмитрий Гудзенко рассказал нашему обозревателю Владимиру Митину.
PC Week: Почему региональную экспансию вы начали осуществлять именно в кризис?
Дмитрий Гудзенко: Кризис — самое удобное время для расширения деятельности структур, специализирующихся на обучении граждан. Если в период роста экономики кадровый рынок является рынком работника (в большинстве случаев именно они диктуют свои условия работодателю), то в период кризиса он становится рынком работодателя. В результате в кризис работники начинают более активно повышать свою профессиональную привлекательность. В том числе путем прохождения различных курсов. Что касается нашего УЦ, то особенно остро влияние кризиса мы начали ощущать осенью прошлого года, когда компании начали “резать” бюджеты на обучение.
Следствием этого процесса стало уменьшение числа корпоративных слушателей наших курсов — специалистов, повышающих свою квалификацию за счет работодателя. В то же время возросло количество “индивидуалов”, т. е. граждан, обучающихся за свои деньги. Поэтому в нашей антикризисной программе мы сделали ставку именно на частных лиц, которые повышают квалификацию за собственные средства, чтобы не потерять старую работу или получить новую.
Для понимания ситуации важно отметить, что до кризиса в московских центрах УЦ “Специалист” значительную долю слушателей составляли иногородние. Так, на очень популярных авторизованных курсах Microsoft их доля порой доходила до 80%. С началом кризиса количество иногородних слушателей в московских центрах нашего УЦ резко сократилось, так как многим потенциальным слушателям дорога в столицу и проживание в ней стали не по карману. Многие из наших традиционных корпоративных клиентов решили сэкономить на командировочных расходах и просили нас обучать их сотрудников по месту жительства.
Решение о начале региональной экспансии мы приняли в сентябре прошлого года. Именно тогда появилось понимание, что надо самим идти к слушателям наших курсов и быть представленными практически во всех городах-миллионниках. Более того, мы стали ближе к слушателям не только в федеральном, но и во “внутригородском” масштабе — часть московских учебных классов мы переместили из своей штаб-квартиры, находящейся недалеко от станции метро “Бауманская”, в другие районы столицы.
Мы также расширили ассортимент наших курсов. В частности, этой весной ввели в него дисциплины, связанные с подготовкой к ЕГЭ (единым государственным экзаменам). Все эти меры уже принесли свои плоды: за январь — ноябрь 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество частных лиц среди слушателей УЦ увеличилось на 17,2%. И хотя за этот же период количество “корпоративщиков” уменьшилось более чем на 20%, финансовые показатели нашего центра хуже не стали. Например, в ноябре 2009 г. оборот УЦ “Специалист” составил 109,7% от оборота ноября 2008 г. При этом за 11 месяцев 2009 г. в нашем УЦ прошли обучение 41 540 слушателей.
PC Week: Почему региональную экспансию вы начали именно с Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Казани и Омска?
Д. Г.: Именно в этих городах мы быстрее всего нашли людей, готовых возглавить наши филиалы и собрать в них грамотных преподавателей. Ведь не так просто найти человека, который может “поднять” филиал — поверьте, это очень тяжелая работа. У такого человека должен быть очень высокий заряд энтузиазма. Разумеется, главе филиала мы оказываем всяческую помощь в формировании “преподавательского корпуса”, личный состав которого должен соответствовать нашим корпоративным стандартам.
PC Week: А что это за стандарты?
Д. Г.: Все наши курсы имеют своего рода “прикладную направленность”. Поэтому идеальный преподаватель нашего центра должен сочетать педагогический опыт с опытом практической работы в соответствующем направлении. Сейчас в России немало людей, которые в свое время по причинам материального характера были вынуждены уйти из сферы образования в различные секторы экономики. Людям, у которых эти секторы оказались близки к направлению их преподавательской деятельности, просто цены нет. Нам также интересны специалисты, которые имеют опыт практической работы, но которых тянет передать свои знания другим.
Делиться знаниями — это естественная потребность человека. Практика показывает, что обучить специалиста методикам преподавания значительно легче, чем “преподавателям по образованию” обрести практический опыт, т. е. освоить те или иные практические премудрости. Разумеется, есть и исключения. Так, в новейших ИТ-отраслях (например, Web-технологиях) почти невозможно найти специалистов, сочетающих солидный педагогический опыт с большим стажем практической работы. В итоге “разброс” наших преподавателей по возрасту достаточно высок: от 22 до 65 лет.
PC Week: В прайс-листе ваших московских центров значатся около тысячи курсов, разбитых на 15 групп. Какую часть данных курсов предлагают региональные филиалы?
Д. Г.: Среди этой тысячи курсов есть весьма экзотические, которые читаются даже не каждый год. Примерно 90% выручки нашему УЦ обеспечивают около 300 курсов, читаемых на регулярной основе. Из 15 групп курсов львиную долю выручки обеспечивают семь: САПР, Microsoft, сетевые технологии, “1С”, компьютерная графика, программирование, Web-технологии. Курсы всех этих групп доступны и в наших филиалах, хотя и в меньшем ассортименте, чем в столичных центрах.
PC Week: Существует ли региональная специфика востребованности тех или иных курсов?
Д. Г.: Принципиальных отличий, конечно, нет. Но многое зависит от благосостояния самого региона и уровня его информатизации. Чем он ниже, тем более востребованы курсы начальной компьютерной подготовки. Напротив, в более благополучных регионах востребованы курсы всех упомянутых выше направлений.
PC Week: Что можно сказать о первых итогах вашего регионального проекта и его перспективах?
Д. Г.: Особых успехов добился филиал УЦ “Специалист” в Санкт-Петербурге. В настоящее время три его учебных класса еле справляются с заявками на обучение и практически без “окон” работают по 12 ч. в сутки. В других городах загруженность классов пока меньше, но их учебные центры и по возрасту моложе. Так что у них все впереди. И их опыт мы также оцениваем как успешный. Этот опыт мы будем распространять и на другие регионы. Надеюсь, что уже в будущем году мы откроем филиалы в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и, возможно, ещё в ряде городов.
PC Week: Когда примерно ваша региональная сеть должна выйти на самоокупаемость?
Д. Г.: В связи с тем что в кризис цены на аренду офисных площадей резко упали, программа региональной экспансии не нанесла бюджету нашего УЦ особого ущерба. Открытие четырех региональных филиалов обошлось нам менее чем в 100 тыс. долл. Примерно две трети этой суммы ушло на договора по аренде площадей и менее четверти — на закупку технических средств. Правда, часть оборудования наших региональных филиалов мы взяли из фондов, образовавшихся в результате реструктуризации учебных классов в Москве. По нашим оценкам, затраты на обустройство конкретного филиала могут окупиться уже за год его работы. Разумеется, чем крупнее город, тем выше затраты на организацию в нем филиала. Но тем быстрее окупаемость этих затрат.
PC Week: Спасибо за беседу.