CIO проделали большую работу, помогая своим компаниям переключиться на удаленную модель работы, но теперь перед ними встал новый вызов — они будут принимать участие в выработке корпоративной культуры и цифровой трансформации, сообщает портал ZDNet.
Подавляющее большинство руководителей бизнеса не отрицают того факта, что залогом успеха любой организации являются цифровые услуги, тем не менее, они практически никогда не интересовались вопросами инфраструктуры и оборудования, которые, собственно, и обеспечивали функционирование этих услуг. Из-за пандемии и перехода на удаленку ситуация изменилась. Внезапно технологии стали важными для всех, кто занимается бизнесом. Менеджеры, которые еще пару месяцев назад никогда не звонили по видеоконференцсвязи, теперь большую часть своего рабочего времени проводят в Zoom или Teams и с воодушевлением обсуждают, какой из этих сервисов лучше. Разумеется, некоторым менеджерам может не нравиться, что им приходится руководить людьми виртуально, но все же они рады, что у них есть такая возможность.
Предприятия функционируют благодаря кропотливой работе CIO — лиц, несущих ответственность за внедрение технологий, помогая организациям справляться с ростом интереса к цифровым услугам. Как считает консалтинговая фирма McKinsey, COVID-19 — это крупнейший вызов, с которым они когда-либо сталкивались. По словам CIO Pension Protection Fund Саймона Листа, ИТ-директора приняли его с достоинством. «COVID-19 продемонстрировал, насколько важны технологии для бизнеса», — говорит он. McKinsey соглашается с мнением Листа, отмечая, что CIO не просто демонстрируют готовность помочь бизнесу, они превращаются в эффективных лидеров. На рынке уже немало примеров, когда их быстрые и своевременные решения помогли изменить ситуацию к лучшему.
Листу удалось в сжатые сроки разработать безопасную стратегию удаленной работы для бизнеса. Эту же задачу за несколько дней удалось решить CIO администрации Большого Лондона (Greater London Authority), городского совета Лидса и Университета Сассекса. Нужно понимать, что в обычных условиях ее решение потребовало бы нескольких недель или месяцев. Чтобы эффективно и с должной безопасностью выполнять рабочие задачи, что делалось тысячами работников до введения карантина, им пришлось обратится к облачным приложениям и частным виртуальным сетям.
McKinsey предполагает, что эффективная стратегия преодоления кризиса состоит из трех этапов. Первый — это обеспечение стабильности и непрерывности бизнеса; второй — институционализация новых способов работы; и третий — использование опыта, полученного в результате противостояния кризисным условиям для создания долгосрочных технологических изменений. Чтобы завоевать репутацию лидеров, CIO нужно добиться успеха на всех трех этапах. Сейчас большинство организаций находятся между первым и вторым этапом — им всего за несколько недель придется создать платформу для удаленной работы. На втором этапе им следует позаботиться об обеспечении ее работоспособности в средне- и долгосрочной перспективе.
Речь о том, что выбор технологических решений, который был сделан в самом начале кризиса, может показаться ИТ-командам не самым правильным, и теперь у них есть время подумать над тем, как поддерживать такие инструменты, особенно с учетом того, что их поддержка должна осуществляться из дома. Директор по ИТ и цифровой трансформации (chief digital and information officer, CDIO) городского совета Лидса Дилан Робертс подтверждает, что стратегия удаленной работы находится в стадии разработки и это касается подавляющего большинства организаций. Он говорит, что просто «невозможно в один момент продумать все ее детали».
По его словам, урок, который он извлек в ходе реагирования на кризис на первом этапе, заключается в том, что на втором этапе CIO нужно приложить усилия для повышения уровня поддержки. С одной стороны, 95% технической поддержки может осуществляться удаленно, тем не менее, организациям нужно решить, как осуществить ее на рабочих местах, когда возникают более серьезные проблемы. Дело в том, что когда правительства начнут ослаблять жесткие карантинные меры, и часть работников вернется в офисы, второй этап кризиса начнет сливаться с третьим.
На этом этапе CIO будут участвовать в важных дискуссиях по поводу применения технологий в контексте изменившихся условий труда. Чтобы разработать долгосрочную стратегию трансформации, ИТ-руководителям в ходе третьего этапа нужно будет тесно сотрудничать со своими коллегами из HR. На этом этапе многие работники продолжат работать дистанционно, но, как уже было доказано в начале кризиса, за счет цифровых сервисов сотрудники предприятий смогут работать таким образом из любого места в долгосрочной перспективе.
Очевидно, что этот положительный опыт будет иметь длительное влияние на компании, не исключено, что он отразится на их операционных моделях. Воодушевленные эффективностью удаленной работы, многие руководители зададутся вопросом, почему их предприятия ранее тратили баснословные суммы, чтобы содержать офисы в центральных районах городов. Вместе с этим стоит ожидать, что предприятия прибегнут к другим решительным мерам, что, по мнению Gartner, затронет ИТ-департаменты. Одной из них станет сокращение расходов. Для CIO это означает приостановку второстепенных расходов, чтобы перераспределить средства для закупки ноутбуков, мониторов, мобильных устройств, SaaS и VPN для удаленных сотрудников.
Вместе с этим CIO нужно будет пересмотреть приоритетность проектов: какие из них в свете изменившейся ситуации им необходимы, а от каких нужно отказаться. Они будут играть ключевую роль в дискуссиях по поводу будущей формы рабочих мест. Технологии играют основополагающую роль для бизнес-операций, поэтому ИТ-руководителям следует задуматься о том, как более эффективно распоряжаться офисным пространством. Это касается и Листа, которому было поручено взять под контроль управление инфраструктурой PPF. Он полагает, что повышение ответственности СIO в других функциональных областях в будущем станет растущей тенденцией в ИТ.
Gartner прогнозирует, что в 2021 г. CIO разделят с HR-директорами ответственность за изменения в корпоративной культуре. Первых будут все чаще привлекать для участия в обсуждениях на уровне совета директоров, потому что компании все больше внимания уделяют технологиям, которые являются ключом к выживанию и благополучию. «Речь идет о культуре и трансформации организации, а также о том, как она внедряет цифровые технологии. Поставив перед собой бизнес-цель, ей нужно сосредоточиться на том, как технологии могут в будущем помочь ей достигнуть ее», — говорит Лист.